Россия - Норвегия: упрочение добрососедства
«Россия - Норвегия: упрочение добрососедства, стимулирование кооперации, отладка партнерства»
Доклад Константина Воронова[1] на заседании Общества Дружбы «Россия-Норвегия» 12 мая 2012 г. в Доме приемов Россотрудничества
(г. Москва, ул. Воздвиженка, 18/9)
Уважаемые дамы и господа!
Дорогие коллеги, товарищи, друзья!
Наше торжественное весенне-праздничное заседание традиционно посвящено славной дате, приближающемуся национальному празднику 17 мая – Дню конституции Норвегии - Grunnlovsdag! С этим судьбоносным событием, знаменательной исторической вехой все поздравляем присутствующих рядом с нами норвежцев, весь народ этой великолепной, компактной, но превосходной во многих – причем решающих - отношениях страны! Тесные добрососедские связи между нашими народами восходят своими глубинными корнями, как издавно хорошо известно, ешё к так называемому призванию варягов — легендарному приглашению вождями племенами ильменских словен, кривичей, мери, чуди варяжских воевод - Рюрика с братьями Синеусом и Трувором - на княжение в Новгород в 862 г.[2] (что традиционно, по-прежнему признается отправной точкой русской государственности[3]). Позже наши взаимосвязи окрепли в совместной, тяжелейшей кровопролитной борьбе против германского фашизма в годы Второй мировой войны. И вот теперь на очередном ответственном этапе в постконфронтационный период двусторонние отношения получают свежие импульсы к более интенсивному, по-настоящему продуктивному кооперационному развитие.
Показательно и – поразительно –, но за всю многовековую историю российско-норвежская граница никогда не была непроницаемым барьером, а являлась подлинной зоной мира, местом для торговли, контактов представителей во многом разных культур, религий, ценностных традиций. Здесь норвежцы и русские друг с другом никогда не воевали! Хотя первые упоминания об установлении официальных двусторонних отношений датируются ещё XIII в. (Расцвет средневековья. «Античная древность» у нас, отметим, ещё недостаточно историоскопически прозрачна.) В результате договоров 1251 г и 1326 г. между Новгородской республикой и Норвегией официально закрепляется достаточно фиксированная межгосударственная граница. Еще раньше в IX в. скандинавские купцы наладили торговые связи с Киевской Русью, а воины-викинги служили, как известно ещё из школьной истории, в дружинах русских князей в Новгороде, Киеве, Смоленске, Чернигове.
Юбилеи дают повод и предполагают, как водится, аналитически рационально оценить прошедший период, заглянуть по-возможности в будущее.
После окончания холодной войны и прекращения противостояния Восток – Запад наши формационно юные страны-соседки – новая Россия и Норвегия – теперь оказались в едином цивилизационно-ценностном пространстве. Превращение буквально у самого норвежского порога грозной, потенциально опасной сверхдержавы – Советского Союза в преобразованную Россию, с рыночной экономикой, демократическими внутренними порядками, гуманистическим международно-политическими приоритетами, - с энтузиазмом было встречено в Стране фьордов. Снятие реальной внешней угрозы оказалось подлинно историческим событием для норвежцев, всех сторон их жизни и деятельности, политвекторных задач государства. Тектонические международные сдвиги постконфронтационной/постбиполярной эпохи сказались на всем комплексе норвежско-российских связей: внешней торговле, дипломатических контактах, Евросеверном политическом взаимодействии, формировании системы безопасности, хозяйственной кооперации, геотактическом приграничном сотрудничестве (особенно в Арктике) и т.д.
Отметим: немногие отношения межгосударственного соседства в Старом Свете за последние 20 лет претерпели столь кардинальные, глубокие изменения, как российско-норвежские. Еще совсем, по историческим меркам, недавно в середине 1980-х годов Север воспринимался на Востоке и Западе как потенциальная фронт-линия столкновения в случае возможного глобального конфликта. Сегодня же именно в этой относительно периферической зоне планируется реализовать самый перспективный стратегический энергопроект (прежде всего, Штокманское газоконденсатное месторождение - ГКМ) в Европе, требующий тесного взаимодействия, тщательно продуманного взаимодействия, партнерства между бывшими хроническими конфронтантами печальной эпохи холодной войны.
Несмотря на сохраняющиеся между нашими странами определенные барьеры, препятствия, осложнения (геополитические противоречия, национально-культурные предпочтения, идейно-ценностные различия и проч.) перед нами (уже сейчас) во весь рост встают общие вызовы, разноплановые угрозы, всевозможные - в основном усугубляющиеся - риски. Среди них, выделяется усиливающееся противостояние по линии Север – Юг. Именно с беспокойно-темпераментного Юга, где нарастает дестабилизация, усугубленная тем, что последние 20 лет происходило перераспределение мирового ВВП в пользу нефтедобывающих стран, усиливается давление демодинамичной зоны южного подбрюшья на «золотой миллиард», иррационально непредсказуемый напор пассионарного исламизма, растущий прессинг влиятельных нефтедобывающих субъект-акторов БСВ, в первую очередь государств Персидского залива. Многие волнующие и Москву, и Осло события и процессы обусловлены, на мой взгляд, происходящими сегодня событиями в южных регионах, связаны с динамикой и влиянием именно этих государств, сил, факторов.
Весьма характерно, что интерес в России к Норвегии, к североевропейским проблемам в последнее время стал, на мой взгляд, также более ощутимым. О своем видении совместных политических и экономических возможностей (особенно применительно к Арктике) недавно еще раз говорилось на самом высоком государственно-политическом уровне. Россию – крупную по всем меркам державу (многие вполне обоснованно считают её великой) и Норвегию – относительно небольшую страну (ее население порядка 5 млн. человек при достаточно большой площади - 323 тыс. км. кв.)[4] плотно объединяют не только многовековая история, беспристрастная география, тесные связи в Арктической зоне, но и схожие торгово-экономические, политические проблемы, вопросы обеспечения безопасности, защиты окружающей среды и экологии, научно-технической кооперации, гуманитарные контакты, культурные связи[5]. Если посмотреть на главные, базисные текущие направления двусторонних отношений между нашими государствами, то получится достаточно сложная, но вместе с тем впечатляющая, динамичная панорама:
1. Двусторонние торгово-экономические отношения интенсивно развиваются. Несмотря на глобальный кризис, травматически ударивший по Европе (где он перешел, видимо, в хроническую форму), закат «тучных времен» Норвегии удается благополучно сохранять свой статус техно-промышленной, высокоразвитой страны и при этом неизменно оставаться в мировой тройке экспортеров нефти и газа (после России и Саудовской Аравии). В условиях кризиса взаимный товарооборот рос на 30-40% ежегодно, достигнув суммарно свыше 3,5 млрд. долл. США. Характерно, что у нас постоянный торговый дефицит порядка 1 млрд. долл. США из-за асимметрии товарной структуры и потребностей[6]. Страна Фьордов по-прежнему является для нас важным поставщиком ряда других стратегических товаров, сырья, машин, оборудования.
На благообещающем активационном фоне, когда РФ завершила переговоры о вступлении в ВТО и войдет в её состав (после ратификации в Госдуме подписанных документов), следует ожидать дальнейшего расширения наших торговых обменов. Хотя доля внешней торговли с Норвегией занимает только около 0,5% в товарообороте нашей страны[7], вполне обоснован прогноз, что следует ожидать увеличение импорта в РФ традиционных норвежских товаров – рыбы и рыбопродуктов, цветных металлов, электрохимии, бумаги и проч. Да и рост российского рынка (хотя и скромные, по оценкам, до 3,8 - 4% увеличение ВВП в текущем 2012 г.) продолжится, в отличие от стагнации традиционных рынков Норвегии – ЕС и Северной Америки, что также стимулирует взаимную торговлю. К тому же, необходимо учитывать перспективу по заключению соглашения о свободной торговле России с Евросоюзом, упрощению визового режима и реадмиссии, что также позитивно отразится на деловом климате для норвежских партнеров (Норвегия – член Европейского экономического пространства – ЕЭП с 1994 г.).
Характерно, что у экономик наших двух стран достаточно большое количество общих черт, проблем, сложностей: избыточная зависимость от нефтегазового экспорта, высокий уровень госпатернализма, обширный (перегруженный) государственно-общественный сектор и т.п. Современная Россия сталкивается порой с теми же хозяйственными задачами, которые совсем недавно стояли перед Норвегией и которые та успешно решила. (В народе шутят: экономика России зависит от того, насколько холодно в Европе.) С экономической точки зрения, Страна Фьордов для нас - прагматически поучительный пример в ряде ключевых хозяйственных областей, яркий образец взвешенно-рационального участия в процессах глобализации[8], европейской интеграции.
2. Наибольший прогресс двусторонней кооперации наблюдается в нефтегазовой сфере, в энергетической политике. Совсем недавно (05.05.2012) было подписано соглашение о сотрудничестве «Роснефти» и Statoil (вслед за аналогичными соглашениями с американской ExxonMobil и итальянской Eni) об освоении углеводородов на шельфах Баренцева и Охотского морей. Общие инвестиции российско-норвежских партнеров в этом экстрапроекте могут составить порядка 35-40 млрд. долл. США.[9]
Деятельность норвежского государства в энергетической сфере служит для российской стороны примером успешного управления ресурсами – при помощи своих долей в нефтегазовых компаниях, а также через роялти, налоги, сборы и проч. платежи оно изымает в бюджет, на соцнужды до 80%[10] (в РФ этот показатель в 2 раза ниже!) доходов от добычи нефти и газа[11]. Фонд национального благосостояния России, сформированный 1 февраля 2008 г. после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (на 01.02.2012, по данным Минфина, который сейчас аккумулирует почти 2,7 трлн. руб.), во многом спроектирован по лекалам, исходя из опыта норвежского «Государственного пенсионного фонда» (Statens pensjonsfond utland), который сейчас составляет порядка 3,55 трлн. нор. крон (около 440 млрд. дол. США).[12]
Сегодня очевидно: России и Норвегии как крупнейшим производителям нефти и газа в мире, не являющимся членами ОПЕК, необходимо лучше координировать свою ресурсную политику, теснее, сбалансированнее сотрудничать на мировых рынках нефти и газа. После 2020 г. вероятен, полагают эксперты, быстрый спад добычи норвежского газа[13], при одновременном увеличении добычи в РФ. В этих условиях Россия сможет увеличить свою долю в энергопоставках в Европу[14]. Вступление нашей страны в ВТО побуждает российское руководство к восприятию специфических правил игры на континентальном энергорынке, особенно в условиях сохраняющегося пока избытка предложения газа в Европе.
3. Разрешение территориального спора.[15]
Заключение в 2010 г. Договора о разграничении экономической зоны и шельфа Баренцева моря (175 тыс. км. кв.)[16], с его полной ратификацией в 2011 г., стало подлинно прорывной контрактацией в двусторонних отношениях. Действительно, перспективная, историческая значимость этого Договора для наших стран связана с его комплексным, сбалансированным характером, с экономической, политической, правовой и, особенно, международно-политической точек зрения. Окончательное решение проблемы делимитации[17] открыло широкие перспективы (об этом мы уже говорили на нашем предыдущем заседании ОДРН 13 мая 2011 г. в Московском доме национальностей – см. подробнее: http://www.norge.ru/2728/ ) для российско-норвежского сотрудничества в Арктике – как в области разработки полезных ископаемых, так в сферах развития инфраструктуры, общих экологических программ и проч.
Разумеется, как в России, так и в Норвегии среди представителей различных политических сил, экспертного сообщества существуют различные мнения относительно этого Договора. Однако объективная оценка позволяет однозначно заключить: это соглашение фундированное, взвешенное, сбалансированное, достигнуто сторонами на компромиссной, взаимовыгодной основе. Договор не просто материально-физически, географически поделил спорный район, но заложил основы совместного сотрудничества на перспективу[18]. Разграничение морских пространств между Россией и Норвегией имеет также большое ресурсогенное значение в контексте продолжающейся геостратегической гонки арктических государств (США, Канады, Дании и т.д.), в рамках которой они собирают доказательства для предъявления своих территориальных претензий на шельф в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.
Нельзя не упомянуть о перспективном расширении масштабов хозяйственной деятельности в акваториях Северной Атлантики, в частности, освоения нефтяных и газовых ресурсов континентального арктического шельфа. (Как полагают эксперты, там сосредоточены более 1/4 всех мировых запасов нефти и газа, а ускоряющееся таяние льдов на фоне глобального потепления может превратить Северный Ледовитый океан в кратчайший транспортный маршрут между Европой, Америкой и Азией.)
В этих условиях пунктирно наметился, на мой взгляд, наиболее вероятный благоприятный сценарий дальнейшего прагмостратегического сближения между Осло и Москвой[19]. К 2020 г. будут «запущены» месторождения, которые сейчас находятся на стадии освоения, - Штокманское, Приразломное и др. Специалисты предполагают, что могут быть открыты в Баренцевом море, Северном Ледовитом океане уникальные, особо крупные месторождения углеводородов. После успешной реализации масштабных энергетических проектов (панъевропейский газопровод «Северный поток», Штокманское ГКМ и др.) возрастут адаптационные возможности стран субрегиона в плане адекватно-трезвого восприятию России в качестве интегрального партнера, перехода от фрагментарного, секторального сотрудничества к тесному взаимодействию, практической солидарности в рамках доброго, старого гранд-Евросевера.
4. В гуманитарной сфере, в области культуры и процессе облегчения визового режима также происходят заметные позитивные подвижки. Усилились культурные и туристические обмены, продолжают расширяться непосредственные контакты между людьми. Особый интеграционный курс Норвегии, специфика её в рамках Шенгенских соглашений в частности, непосредственно повлияли на заключение Соглашения между Россией и ЕС об упрощении выдачи виз, подписное на саммите Россия – ЕС в мае 2006 г.[20] Позже в ходе визита главы МИД РФ С. Лаврова в Копенгаген (май 2008 г.) после двусторонних переговоров были подписаны межправительственные соглашения об упрощении порядка выдачи виз и реадмиссии[21], которое вступило в силу с 1 октября 2009 г.[22] К тому же, проблема безвизового режима между ЕС и Россией была также обозначена и в тексте Политической декларации и рамочного документа программы «Северного измерения» в ноябре 2006 г. Норвегия и другие северные страны, как непосредственные соседи, можно утверждать, неплохо знают Россию и хорошо представляют задачи, связанные как с обязательным визовым, так и с безвизовым режимом[23]. В ноябре 2010 г. министры иностранных дел С. Лавров и Йонас Гар Стёре перед встречей глав внешнеполитических ведомств программы «Северное измерение» в Осло подписали договор о безвизовом режиме для жителей приграничных регионов. Это соглашение действует в 30-километровой зоне по обе стороны границы. Им смогут воспользоваться около 45 тыс. россиян и 9 тыс. норвежцев. Только в приграничной зоне с Мурманской областью около 200 тыс. человек пересекают ежегодно российско-норвежскую границу.
5. В системе внешнеполитических приоритетов Москвы Норвегия занимает, подчеркну, по-прежнему важное, существенное место. C геополитической и военно-стратегической точек зрения, Страна фьордов (как часто поэтически величают нашу славную соседку) замыкает, контролирует свободный выход России в Атлантику, а также непосредственно граничит с ней в Арктике, примыкая к району дислокации Северного флота ВМС РФ, в составе которого важное место занимают стратегические ядерные силы. К тому же, Норвегия традиционно занимает особое место в трансатлантических взаимоотношениях, имеет приоритетные партнерские отношения с Соединенными Штатами, а также играет важную роль в трансформирующейся НАТО. Во время холодной войны Осло, как известно, проводило особый, прагморациональный курс по неразмещению иностранных войск и ядерного оружия на своей территории в мирное время (известный как «базовая» и «атомная» политика - atom- og basepolitikk), что в свою очередь существенно ограничивало стратегию НАТО на Севере Европы. Эти особенности атлантической политики Страны Фьордов отчасти сохранились и в постбиполярный период, что позволяет надеяться Москве на позитивную трансреформацию Североатлантического блока в будущем. В этом свете важна также роль Норвегии при формировании новой политархитектуры в Европе в русле недавней инициативы президента РФ в плане соглашения о евробезопасности.
Уникальна также позиция Осло в отношении ЕС, экономической и политической интеграции европейского «центра силы» в целом. После четырёх заявок Норвегии на вступление в ЕЭС (в 1962, 1967, 1970 и 1992 гг.) и неудачных для властей двух референдумов (в 1972 и 1994 г.: дважды норвежцы с удивительным постоянством отвергли планы истеблишмента) страна находится формально вне этой интеграционной группировки. Несмотря на свой формальный статус нечлена (позволим себе неологизм) Евросоюза, экономика Норвегии фактически глубоко интегрирована в хозяйственный комплекс европейской интеграционной зоны, она имеет прочные и обширные неформальные связи (в том числе участник «европейского политического сотрудничества» - ОВПБ/ЕПБО) с Большим Брюсселем[24].
Приятно сознавать, что в эти майские дни военно-морские силы наших государств успешно проводят в четвертый раз совместные крупномасштабные учения «Помор-2012». Примечательно, что маневры (отработка антитеррористических и антипиратских операций, перехват быстроходных судов, незаконно пересекающих госграницу, поисково-спасательных операции) проходят в период между двумя важнейшими для стран-организаторов праздниками — Днем Победы в России и Днем Конституции Норвегии. Такое военно-политическое взаимодействие залог добрососедства, фундамент решения общих задач по поддержанию мира, стабильности в нашем регионе. Хотя отношения РФ с НАТО остаются подчас непростыми, общие перспективные и приоритетные задачи требуют от всех партнеров преодолевать барьеры, повышать градус взаимного доверия, увеличивать практическое взаимодействие по известной политической повестке. Особый курс Норвегии в НАТО и специфическая интеграционная линия в отношении Европейского союза делает её, на мой взгляд, особо ценным партнером для России при решении стоящих перед нами как двусторонних, так и многосторонних, общеевропейских задач. Отметим: 21 февраля 2012 г. президент РФ направил поздравительное послание Королю Харальду V по случаю его юбилея.
6. Динамика общественной жизни Норвегии (несмотря на трагический теракт-инцидент, организованный А. Брейвиком) также привлекала наше внимание в прошедший период[25]. Трудно пока ещё говорить о долговременных политических последствиях отвратительной нацистско-расистской террористической акции, но она убедительно показала общность наших общецивилизационных проблем, приоритетов (особенно в свете отмеченного выше биофизически, демодинамически активного агрессивного катастрогенного «Юг-цунами»), пагубность раздувания и коммерц-политического использования ксенофобских, антиисламских настроений. Премьер-министр Й. Столтенберг в день ужасного теракта гуманистически убежденно подчеркнул: нашим ответом на насилие будет еще большая открытость норвежского общества, еще большая его демократичность[26] (власти страны отменили пограничный контроль, введенный сразу после терактов, не пошли на ужесточение или расширение антитеррористического законодательства). Выражая глубокое сочувствие, соболезнования гражданам Норвегии, руководство нашего Общества Дружбы в специальной телеграмме подчеркнуло: в такие времена «мы скорбим, сопереживаем и искренне солидарны с дружественным норвежским народом»[27].
Несмотря на различные коллизии, Россию в общественно-политическом плане в Норвегии по-прежнему привлекает эффективная социально-экономическая - так называемая «скандинавская модель»[28], именуемая также как «государство всеобщего благосостояния». Здесь один из самых высоких в мире уровней (что важно, и качество) жизни, максимальный годовой доход (33 тыс. евро в 2008 г.) [29] на душу населения, высочайшие показатели продолжительности жизни (78,6 лет для мужчин и 83,1 года для женщин в 2009 г.), низкая смертность[30]. Нынешнее норвежское социально-правовое государство вполне достойно быть если не образцом для прямолинейного подражания, то, во всяком случае, предметом самого пристального изучения, с максимальным, разноплановым использованием позитивного опыта. На фоне политэнтропии, общественной дестабилизации переживаемой Южной Европой (Грецией, Италией, Испанией, Португалией и др.), социальная устойчивость, современная эффективная хозяйственная стратегия Страны Фьордов также, безусловно, заслуживают особого внимания в рамках формирования и реализации основной концепции развития российской экономики. Наращивание оборотов нефтегазового комплекса должно быть связано в большей степени, очевидно, с социальными задачами подъема жизненного уровня населения, потенциала и качества жизни человека.
Внимательный разбор современных российско-норвежских взаимосвязей побуждает, отметим в заключение, ещё раз задуматься, поразмышлять. Во-первых, как мы – близкие, по-спартански аскетичные северные народы – можем, - должны сохранить и использовать наше общее наследие, многовековую базу сотрудничества со времен викингов и новгородских князей вплоть до наших дней. И, во-вторых, как придать практической кооперации качественно новый, продуктивный характер, сделать её примером для содержательного выстраивания, стимулирования отношений также с другими государствами Старого и Нового Света. Проблемы, трения, контрадикции, имеющиеся в традиционно-прагматичном российско-норвежском диалоге в постбиполярный период не способны, будем надеяться, нарушить сформировавшуюся положительную динамику его развития и активизации в будущем.
Пограничное соседство на Севере (подлинная телесно-физическая, геопространственная континентальность, думается, значительнее, фундаментальнее, чем преходящая политконъюнктура) естественным образом играет базисную роль в отношениях наших стран. В этом регионе близкие соседи имеют общие интересы и проблемы, и именно в данном направлении развитие сотрудничества характеризуется наибольшими результатами. Такая кооперация способствует укреплению субрегиональной стабильности. Российские северо-западные области и северонорвежские фюльке (губернии) последовательно формируют, отстраивают ареал партнерства с выходом к Баренцеву морю для всего северного макрорегиона, которому свойственны общие, близкие особенности и задачи.
Современная геополитическая ситуация в мире, а также необходимость дальнейшего социально-экономического развития объективно побуждают Россию и Норвегию к дальнейшему естественному сближению, проведению активной скоординированной политической и экономической линии в Арктике. Ныне все более усиливается накат общих для нас глобальных вызовов и угроз, ресурсный потенциал в мире заметно (а главное необратимо) сокращается, усиливается конкуренция за доступ к недрорессурсам, в частности в одной из предельных зон - в Арктике. Фундаментальным приоритет-интересом как России, так и Норвегии является сохранение Севера в качестве стабильного района международного сотрудничества при отсутствии здесь пограничных споров, военной конфронтации, изматывающей глобальный консоциум гонки вооружений. В новых исторических условиях, когда экономическая целесообразность доказывает несостоятельность идеомифа о России как неизбывном историческом враге, стратегическом сопернике в субрегионе, северные политики более свободны в своем поиске новых внешнеполитических подходов, военно-оборонительных схем. Несмотря на сохранение некоторых двусторонних дипломатических проблем, контрадикций (в частности, по вопросу о Шпицбергене) Россия и Норвегия, как свидетельствуют факты, намерены расширять практическое сотрудничество во всех сферах. Хотя Осло стремится оставаться, порой, на большей политдистанции от Москвы, однако практические социальные, инфраструктурные и экономические связи с российскими приграничными регионами, видимо, существенно вырастут. Этому будут способствовать расширяющаяся хозяйственная практика, настойчивые двусторонние и многосторонние межгосударственные усилия, особенно в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР).
Резюмируем: хотя между Москвой и Осло уже заключено немало договоров, соглашений, протоколов (свыше 80 документов), дающих старт новым проектам и открывающим широкие возможности для совместной деятельности, но при этом обобщающая, долгосрочная, комплексная юридически оформленная стратегия взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами пока не сформулирована. А главное – всё ещё отсутствует документ о совместно сочлененной, приспособленной к взаимным российско-норвежским интересам стратегии подъема Западной Арктики. (Это замечание можно рассматривать в качестве инициативного предложения нашим дипломатам поработать и восполнить застарелый политико-правовой пробел.) Надеюсь, арктическая стратегия вновь избранного президента России получит дополнительный импульс, а планомерная, интенсивная работа будет успешно продолжена обоими партнерами.
В заключение ещё раз от души, сердечно поздравляю вас с праздниками, приближающимся 17 мая – Днем конституции славной Норвегии!
[1] Константин Валентинович Воронов – член Правления ОДРН, кандидат исторических наук, и.о. зав. сектором ИМЭМО РАН.
[2] http://ru.wikipedia.org/wiki/Призвание_варягов
[3] Этот факт нашел выражение в Норманнской теории (норманизм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян — Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII в.), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической идентификации разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией. http://ru.wikipedia.org/wiki/Норманская_теория
[4] Nordic Statistical Yearbook 2010, Edited by Ulla Agerskov, 2010, Copenhagen, p. 15, 23.
[5] В целом, эти проблемы освещены на прежнем историческом материале. См.: Воронов К.В. Норвегия вчера и сегодня. М. «Знание», 1987.
[6] См. интервью вице-президента ТПП РФ А. Рыбакова: http://www.norge.ru/rusnor_nrhk2012
[7] Там же: http://www.norge.ru/rusnor_nrhk2012
[8] Норвежский морской флот по-прежнему крупнейший мировой извозчик, а по тоннажу - пятый в мире. Только благодаря международному туризму свыше 1 млн. граждан ежегодно выезжают за рубеж и 3-4 млн. иностранцев посещают Норвегию. Знание второго иностранного языка в Норвегии практикуется почти повсеместно.
[9]http://www.vedomosti.ru/companies/news/1717320/rosneft_i_norvezhskaya_statoil_podpisali_soglashenie_o?utm_source=mail-ru&utm_media=news&utm_campaign=free&utm_content=link
[10] На этапе инвестиций компании не платят государству специальных налогов, за исключением лицензионных выплат. Инвестиции в проект осуществляются его участниками, в том числе и государством. На этапе промышленной эксплуатации компании выплачивают обычный подоходный и специальный налоги. Ставка подоходного налога составляет 28%, а ставка специального — 50%. Кроме того, выплачивается территориальный взнос и относительно недавно введенный налог на выбросы углекислого газа.
[11] Эта прибыль через «нефтяной фонд» вкладывается в (преимущественно иностранные) ценные бумаги и призвана служить как финансированию пенсий, так и обеспечению благосостояния будущих поколений. «Стабилизационный фонд» РФ, спрограммированный с учетом позитивного международного опыта, используется в целом, вроде бы таким же образом.
[12] http://www.abcnyheter.no/abc-penger/oekonomi/2011/10/28/oljefondet-tapte-284-milliarder-kron
[13] http://www.regjeringen.no/nb/dep/oed/tema/olje_og_gass/gassinfrastruktur.html?id=444290
[14] http://www.regjeringen.no/nb/dep/oed/tema/olje_og_gass/norges-olje-og-gassressurser-.html?id=443528
[15] В результате распада СССР возникла, как известно, большая неопределённость границ между бывшими союзными республиками. Процесс разграничения растянулся до 2000-х гг. Делимитация российско-казахстанской границы была проведена только в 2005 г. К моменту вступления в Евросоюз эстонско-латвийская граница была фактически разрушена Отсутствие делимитированной границы между Россией и Украиной в Керченском проливе привело к конфликту из-за о. Тузла. Разногласия по поводу границ привели к территориальным претензиям Эстонии и Латвии к России. Однако, в 2007 г. вступил в силу Пограничный договор между Россией и Латвией, разрешивший эти болезненные вопросы.
[16] http://www.kommersant.ru/doc/1361661
[17] Делимитация границы (лат. delimitatio — установление границ) — определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров.
[18] В договоре также определяются принципы этого сотрудничества в освоении месторождений углеводородов. В частности, месторождение, пересекаемое линией разграничения, может эксплуатироваться только на основании соглашения как единое целое, подчеркивается в документе.
[19] См. подробнее: Воронов К. Арктические горизонты стратегии России: современная динамика // «МЭ и МО», 2010, № 9, с. 59.
[20] Это соглашение и непосредственно связанное с ним соглашение о реадмиссии не распространялось на Норвегию, а также Данию и Исландию, которые не являются членами ЕС. http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p_614.htm
[21] http://www.arctictoday.ru/arctica/soglasheneja_po_vezam_e_readmesee_budut_podpesany_v_danee.html
[22]http://www.mid.ru/bdomp/ns-reuro.nsf/348bd0da1d5a7185432569e700419c7a/432569d80022027ec325763a006513b1
[23] Так, Финляндия занимала в 90-ые – 2000-ые годы совершенно уникальную позицию для россиян, почти 50% которых оформляли свои загранвизы в Шенгенскую зону через финляндские консульства в Москве и Санкт-Петербурге. В 2009 г. малая Финляндия выдала россиянам 700 тыс. виз, а в 2010 г. 960 тыс. - в три раза больше, чем, например, крупная европейская держава Италия. Ежегодно российско-финляндскую сухопутную границу пересекают более 7 млн. человек, большинство которых - граждане РФ. При этом многие россияне используют обычно финляндские визы для поездок в другие страны Шенгенской зоны. www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/03/09/227483
[24] Эта обширная и важная проблема для страны и её народа подробно рассмотрена в фундаментальной монографии см.: Воронов К.В. Евроинтеграция Норвегии: особый курс малой страны. – М.: Прогресс – Традиция, 2008, 400 с.
[25] В стране, считающейся по всем показателям благополучной и тихой – Норвегии, произошла подлинно общеевропейская трагедия 22 июля 2011 г. – убийство правым экстремистом А. Брейвиком в ходе двойного теракта - взрыва в Осло и расстрела молодежи на о. Утёйя - 77 человек.
[26] http://www.regjeringen.no/nb/dep/ud/aktuelt/nyheter/2011/transcript-from-prime-minister-stoltenbe.html?id=651770
[27] Телеграмма:
emb.moscow@mfa.no
В Посольство Королевства Норвегия в Москве
Правление Общества друзей Норвегии, члены Общества, как и все россияне, глубоко потрясены терактами, происшедшими 22 июля в Осло и на острове Утейя. Примите наши глубокие соболезнования в связи с постигшей Страну Фьордов трагедией, унесшей много невинных жизней. Выражаем искренние соболезнования родным и близким погибших, сочувствие и пожелания выздоровления всем пострадавшим. В это трудное время мы скорбим, сопереживаем и искренне солидарны с дружественным норвежским народом.
24.07.2011
Орлова В. Я. – член Союза кинематографистов России,
председатель Правления Общества друзей Норвегии.
Воронов К. В. – к.и.н., член Правления Общества друзей Норвегии.
[28] Под этой моделью подразумевается такая форма государственного обеспечения, которая сложилась в послевоенные десятилетия в Дании, Норвегии и. особенно, Швеции. Ее возникновение связывают с приходом к власти социал–демократических правительств (СДПШ), провозгласивших целью заботу государства о гражданине «от колыбели до могилы». «Скандинавская модель» так же известна как «шведская модель», поскольку преобразования капитализма были реализованы в наиболее полной форме именно в Швеции (См.: Горохова К.Г. «Государство благосостояния»: шведская модель. М., 1989; Гришин И.В. Шведская модель общественного развития: дихотомия рынок – политика // Мировая экономика и международные отношения - МЭ и МО, М., 2005. № 10. с. 76-87 и № 11. с. 86-95.).
[29] Nordic Statistical Yearbook 2010, Ibid., p. 54.
[30] Nordic Statistical Yearbook 2010, Ibid., p. 35.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. фото: Константин Валентинович Воронов с докладом 12.05.2012 (фотография Е. Быковой)
Россия - Норвегия: упрочение добрососедства, стимулирование кооперации, отладка партнерства
|