Юхан Себастиан Вельхавен
Имя этого норвежского поэта, пока мало известное широкому русскому читателю, в нынешнем году в связи с юбилеем звучало неоднократно, и не только в Норвегии. Хотя, на фоне великого Ибсена, юбилей Вельхавена был отмечен более чем скромно.
В то же время, этот поэт, стоявший у истоков формирования норвежской национальной литературы и ставший ключевым персонажем в культурной жизни Норвегии середины 19 столетия, и его творчество заслуживают, на наш взгляд, более пристального внимания – и не только со стороны его земляков.
Так уж вышло, что в начальный период творчества Вельхавен оказался вовлечённым в дискуссии о путях становления и развития как национальной литературы, так и культуры в целом – и его главным оппонентом стал Хенрик Вергеланн, впоследствии возведённый норвежцами в ранг национального поэта номер один. Это обусловило несколько предвзятое отношение к личности и наследию Вельхавена, которые, увы, отчасти сохраняется и по сей день.
«Консерватор», «ретроград», «даноман» - это нелестные ярлыки, которыми был «награждён» поэт в своё время, в каком-то смысле отражают его позиции и его принципы. Да, Вельхавен был приверженцем классической формы, с её строгими размерами и созвучиями. Да, он во многом оглядывался на прошлое, полагая, что его современникам следует учиться у великих предшественников. Да, он ратовал за сохранение культурных связей с Данией, которые складывались веками и которые невозможно было разорвать механически и в одночасье. Молодая норвежская литература должна перенимать опыт у более зрелых литератур Европы, в том числе и датской, в силу сложившихся культурных и общественных связей. Будучи родом из Бергена, который можно с полным правом назвать «норвежским окном в Европу», поэт с детства впитал те импульсы, которые шли извне и призваны были «расшевелить» сознание его соотечественников, упивавшихся новообретённой свободой.
Споря с Вергеланном – порой яростно и ожесточённо, Вельхавен писал о том, что главная цель искусства – это красота, основополагающими понятиями для поэта должны быть гармония и равновесие – в том числе гармония внутреннего мира. Без неё, по мнению Вельхавена, невозможно создать шедевр. Настоящая поэзия должна очиститься от всего случайного, мимолётного и сиюминутного. Искра вдохновения «вызревает» в душе поэта, прежде чем разгореться в пламя, которое вырвется наружу в форме стиха. Многим казалось (и кажется до сих пор), что это «пламя» - всего лишь бледный и холодный отблеск, охлаждённый пытливым разумом и стремлением к внешнему совершенству. С этим можно согласиться, но с другой стороны, Вельхавен стремился к красоте формы и ясности восприятия. Кнут Гамсун, не особенно жаловавший его поэзию, как-то раз даже сказал, что он был «точен, как ювелир». Это «ювелирное» совершенство, красота созвучий и чёткость образной системы, когда все детали стиха подчинены единой логике и выражают целостное настроение, и есть то, что с первого взгляда привлекает вдумчивого читателя.
Вельхавен много говорил о том, что понятие «поэтической свободы» не следует трактовать превратно, она не тождественна вседозволенности. Поэт должен быть свободен в рамках правил и принципов, коим он должен научиться, и эта свобода в самоограничении и есть свобода подлинная.
Всё это, а также его стихотворения, многие из которых исполнены минорных настроений, могут создать впечатление о самом поэте как о скорбном меланхолике, отрешённом от мира и сосредоточенном на своих внутренних переживаниях. Разумеется, как человек Вельхавен был совсем другим. Блестящий оратор, любивший выступать с речами и имевший успех у самой искушённой публики, острослов и франт, не чуждавшийся дамских прелестей и способный к самим язвительным комментариям в адрес своих коллег и оппонентов, - таким он был в жизни. Притчей во языцех стали его отношения с Камиллой, сестрой Вергеланна, которая, несмотря на яростную полемику Вельхавена с её братом и неприязнь всей семьи к «недоучке Яну», долгие годы питала к нему самые светлые чувства. Но тот не ответил ей взаимностью. Его музой стала молодая Ида Кьерульф, которая скончалась в юном возрасте, сражённая туберкулёзом. История её отношений с Вельхавеном, пожалуй, не уступает по драматизму истории Ромео и Джульетты.
Родители Иды были против того, чтобы их дочь связала свою жизнь с поэтом, не имевшим постоянного заработка и перебивавшегося случайными доходами. Более того: им запрещали даже видеться друг с другом. Однажды в холодную осеннюю ночь Вельхавен остановился под окнами дома Кьерульфов. Окна были ярко освещены, в доме шёл бал, и поэту, снедаемому тоской, так хотелось увидеть Её. Ида выбежала на мороз в одном лёгком платье. Тайные объятья, поцелуи, клятвы... После той ночи состояние здоровья Иды резко ухудшилось. Вельхавен навещал её на смертном ложе - вероятно, он догадывался, что стал невольно виновником её болезни. Как раз в то время он получил долгожданное известие о назначении лектором Университета Кристиании – что подразумевало стабильный доход и высокое положение в обществе. Но увы, налаживать отношения было уже поздно. Когда Ида скончалась, поэт не смог прийти на похороны и уехал на время из столицы - настолько велико было его потрясение. Скорбь по умершей возлюбленной он хранил до конца своих дней. Братья же Иды – композитор Хальфдан, поэт Теодор и художник Ялмар - были его близкими друзьями. Особенно плодотворным было сотрудничество с Хальфданом – предшественником великого Грига, создавшим первые образцы норвежского романса, и многие из этих романсов были на стихи Вельхавена.
Собственно поэтическое наследие Вельхавена сравнительно невелико – его стихотворения занимают лишь пару томов в его полном Собрании сочинений. Но многие из них стали классикой норвежской литературы. На счету поэта – пять крупных сборников: «Стихотворения» (Digte, 1838), «Новые стихотворения» (Nyere Digte, 1845), «Полсотни стихотворений» (Halvhundrede Digte, 1847), «Путевые заметки и стихотворения» (Reisebilleder og Digte, 1851) и «Собрание стихотворений» (En Digtsamling, 1860). Также к числу его крупных произведений можно отнести сборник сонетов «Рассвет над Норвегией» (Norges Dæmring, 1834), труд «Поэтическое искусство Хенрика Вергеланна и полемика, освещённая в документах» (Henrik Wergelands Digtekunst og Polemik ved Aktstykker oplyste) - первая крупная литературно-критическая работа в истории норвежской литературы, - а также первые масштабные работы по истории литературы Дании и Норвегии. Как мы видим, во многих областях Вельхавен был первопроходцем, и не случайно в одном из стихотворений он писал об античном Протесилае:
Кто вышел первым, не достигнет цели,
Его удел - борьба и смерть в сраженье (Пер. А. Шараповой).
В этом смысле вся жизнь поэта была борьбой – за право признания собственного творчества, во имя культурного развития норвежцев как нации. В 1840-е гг. Вельхавен становится одним из идеологов движения «Национального прорыва» (позднее не вполне правомерно названного «национальной романтикой»). Целью движения стало обращение к народной культуре, к истокам национального самосознания. Этому немало способствовали другие участники движения – сказочники Петер Кристен Асбьёрнсен и Йорген Му, историк Петер Андреас Мунк и многие другие. Итогом стали издания норвежских сказок, баллад, народных песен и преданий. А также лирика, проникнутая «народным» духом и основанная на фольклорных мотивах. Баллады Вельхавена «Харальд из Рейне», «Эйвинд Болт», «Дюре Во» и многие другие основаны на преданиях, повествующих о встрече человека с «нечистой силой» - троллями, хюльдрами и прочими персонажами народных преданий.
При всех своих издержках, связанных с романтической идеализацией прошлого и норвежского крестьянства как наследников древней культуры, литература «национального прорыва» стала важным этапом в истории литературы Норвегии. Не стоит забывать и о том, что великие Ибсен и Бьёрнсон также начинали свой путь с «национальной романтики». И одним из авторитетов – по крайней мере, для Ибсена – был именно Вельхавен. В русле движения «национального прорыва» зарождалось и языковое движение – за «новонорвежский» язык, основоположником которого стал лингвист-самоучка Ивар Осен, а одним из активных пропагандистов – Осмунн Улавсон Винье. Хотя и тот, и другой в своих произведениях порывают с традициями романтизма, их надежды и стремления во многом продолжали линию, заложенную представителями «национальной романтики». От Вельхавена и его соратников – Йоргена Му, Андреаса Мунка, Теодора Кьерульфа – пролегла одна из важнейших линий в истории норвежской лирики, а многие мысли и идеи поэта не теряют своей актуальности и до сих пор.
До конца своих дней Вельхавен был человеком, стремившимся «привить» дух развитой европейской культуры на норвежской почве. Этому немало способствовала его деятельность на посту лектора философии Университета Кристиании. Его лекции, которые, строго говоря, не были чем-то сугубо оригинальным, тем не менее, вобрали в себя лучшее из наследия европейских философов. Знаменитый датчанин Сёрен Киркегор, считающийся предтечей популярного в ХХ веке экзистенциализма, признавался, что многие мысли и идеи он почерпнул именно в общении с Вельхавеном. Таким образом, деятельность поэта обретает новое и гораздо более широкое значение, выходя за рамки сугубо литературного творчества.
(с) А.А. Сельницин (БНИЦ)
|