Трехактовая пьеса
Трехактовая пьеса с эпилогом, или По следам великого драматурга
В 2006 г. исполняется сто лет со дня смерти великого норвежского драматурга Хенрика Ибсена, и Год Ибсена отмечается во всем мире.
В конце марта юбилейного года, по приглашению Национального туристического офиса Innovation Norway и Посольства Норвегии в Москве, представитель Norge.ru побывала на праздновании юбилея норвежского драматурга Х. Ибсена. Также в составе группы были журналисты из Голландии, Германии, Франции, Великобритании, Бельгии и Дании. Вместе они совершили поездку по Норвегии и поближе "познакомились" с юбиляром, а итогами поделились со своими читателями.
Акт первый. Шиен
Путешествие начинается в Шиене - родном городе Ибсена, расположенном в области Телемарк в трех часах езды к югу от Осло. Здесь на ферме Venstop находится Дом-музей семьи драматурга. Кроме постоянной экспозиции, с 15 мая по 31 августа всех гостей тут ждет интересный аттракцион: "Путешествие в голову Хенрика Ибсена". В отдельном помещении хранится "цилиндр Ибсена" - головной убор в 4,5 м высотой. Попав внутрь, можно попытаться понять ход мыслей литературного гения, пока в течение семи минут длится фильм круговой панорамы на основе фрагментов его пьес.
От Шиена до Далена протянулся известный Телемаркский канал (105 км) со своими восемью шлюзами, первый из которых построен в 1861 г. Строительство канала было завершено в 1892 г., и с тех пор он стал одной из самых впечатляющих туристических достопримечательностей в Европе. Здесь в течение всего лета прямо на палубах прогулочных старинных лодок-катеров будут разыгрываться сцены из пьес Ибсена.
Также к юбилею в Шиене открылся памятник - семиметровая скульптура одной из героинь пьесы "Маленький Эйольф". Авторам проекта при ее создании помогали ровно 2318 норвежских школьников.
А в день рождения драматурга - 20 марта - городок с официальным визитом посетил Его Величество наследный принц Хокон V, который наградил режиссеров лучших театральных постановок сочинений Ибсена. В интервью журналисту Norge.ru он сказал: "Пьесы Ибсена, предшественника Чехова, всегда были близки русским зрителям, и поэтому особенно приятно видеть их на его родине. Год Ибсена отмечается во всем мире, а это значит, что его пьесы все еще актуальны и интересны. Мы, норвежцы, гордимся тем, что Хенрик Ибсен родился именно в нашей стране и более чем какой-либо другой писатель заставлял задуматься о человеческих правах и ценностях".
В небольшом Шиене можно остановиться в гостиницах: историческом Thon Hotel Hoyers (1853 г.) или современном Hotel Bryggeparken. Тогда появится время посетить и расположенный недалеко Музей Ибсена в городке Гримстад, где начинающий драматург написал свою первую пьесу "Катилина".
Акт второй. Берген
В Бергене Ибсен жил с 1852 по 1857 гг., когда руководил первым Норвежским национальным театром. Именно здесь и тогда при его непосредственном участии сложилось "родовое гнездо" норвежской театральной школы. В 1909 г. было открыто новое здание Национальной сцены в Бергене. Сегодня перед ним находится памятник Хенрику Ибсену, выполненный в присущей городу морской тематике. Репертуар же театра очень разнообразен, и он пользуется огромной популярностью у туристов. Поэтому билеты необходимо заказывать заранее.
Театральный музей Бергена является частью культурно-исторических коллекций при Бергенском университете. Экспонаты, связанные с жизнью и творчеством Ибсена, выставлены в отделе "Ибсен в Бергене", где отражены шесть лет его деятельности в этом городе.
Огромную популярность пьесе "Пер Гюнт" принесла музыка Эдварда Грига, поэтому вполне логично, будучи в Бергене, посетить и "Тролдхауген" ("Холм троллей") - Дом-музей композитора. Здесь он жил и работал с 1885 по 1907 гг. В комплекс входят Музей, концертный зал Тролдсален, Вилла, Музыкальная хижина и могила Нины и Эдварда Григ. Тролдсален - одна из главных концертных площадок Норвегии.
Акт третий. Осло
24 мая 2006 г. открывается после реконструкции для посещения Музей Ибсена в Осло, где драматург прожил 11 последних лет своей жизни. Дом находится на углу улиц Арбиенсгате и Драмменсвейен, рядом с Дворцовым парком. Здесь можно увидеть много оригинальных вещей из быта драматурга, включая его знаменитый цилиндр.
Самым стильным и светским местом конца XIX в. в норвежской столице было старинное Grand Cafe на первом этаже Grand Hotel, расположенного на улице Карл-Йохансгате. Ибсен регулярно посещал его и имел здесь свой персональный столик. Если по каким-то причинам к приходу господина драматурга место было занято, он рассержено разворачивался и уходил. Но такое случалось крайне редко - заведение дорожило своими посетителями. Драматург не был особенно разговорчивым человеком, о чем напоминает огромная картина на внутренней стене Grand Cafe, нарисованная норвежским художником Пером Крогом. На ней изображены все известные люди Норвегии тех лет: писатели, промышленники, политики… Фигуру Ибсена можно увидеть самым крайним слева, входящим в Кафе в гордом одиночестве. Сегодня за его столиком можно выпить чашку кофе в любое время дня, но бронзовый цилиндр Ибсена на краю всегда будет напоминать, что это место - "Зарезервировано".
Здесь же в Grand Cafe находится огромный фолиант с собранием газетных статей о жизни Осло начала XX в. Если немного полистать его, то можно увидеть интересную статью-размышление газеты Aftenposten "Как будет выглядеть Осло в 2000 году?", датированную 9 марта 1929 г.
Кстати, сегодня Grand Cafe предлагает и "Нобелевский ужин". Ежегодно 10 декабря после вручения Нобелевской премии мира здесь в Зеркальном зале, проходит торжественный банкет. А круглогодично все желающие могут заказать себе любое меню из последних 10 лет.
Ибсен всегда очень трепетно относился ко времени и был предельно пунктуален до такой степени, что жители Кристиании (нынешний Осло) проверяли по нему часы. Он всегда ходил по одному маршруту: от Национального театра, построенного в стиле рококо, до Grand Cafe на другой стороне дороги, где обедал ровно в полдень. Причем переходил проезжую часть точно напротив часов в окне Университета - от них ровно 286 шагов до Кафе. Сейчас у парадного входа в Национальный театр стоит бронзовый памятник Ибсену и с высоты сердито поглядывает на опаздывающих горожан.
Коллекции Театрального музея содержатся много материалов о Театре Кристиании, где состоялись премьеры семи пьес Ибсена, а постановки продолжались в течение всего периода деятельности театра (с 1837 по 1899 гг.). Драматург был заведующим литературной частью в период с 1862 по 1864 гг.
Эпилог, из которого интересно узнать, что…
В свое время Нобелевский комитет отказался наградить автора "Пер Гюнта" под странной формулировкой: "Премия, которой награждают творения, имеющие созидательное начало, несущие человечеству свет и дающие ему надежду на достойное будущее, не может быть вручена Ибсену за произведение столь негативной, разрушительной силы". Сегодня же именно это произведение и будет завершать Год Ибсена. Официальная церемония закрытия состоится в конце октября в Каире, у подножия древних египетских пирамид Гизы и Сфинкса. Здесь под праздничное лазерное шоу в ночном небе, в древних экзотических декорациях зрители смогут увидеть пьесу "Пер Гюнт". Место выбрано неслучайно: Ибсен несколько раз посещал Египет и даже присутствовал на церемонии открытия Суэцкого канала.
Жизнь и творчество Ибсена полны самых удивительных противоречий. Треть своей жизни он прожил за границей, являясь при этом убежденным сторонником возрождения национальной культуры Норвегии. Писатель был весьма своеобразным и сложным в общении человеком. Например, когда зрители восхищались, созданными им, трагическими и одновременно возвышенными женскими образами, он делал едкое замечание, что пишет не о женщинах - Норе, Сольвейг, Гедде или Эллиде, а о людях, об их правах на свободу личности, равноправии, самоопределении и общечеловеческих ценностях. Или же Ибсен всегда находил причину, чтобы поспорить с поэтом Бьёрнстьярне Бьёрнсоном, своим самым близким другом и одновременно, как ему представлялось, главным конкурентом в мире славы и почестей.
Сегодня пьесы Ибсена идут на 75 языках мира, а когда-то самая первая из них - "Катилина", написанная под псевдонимом Брюньольф Бьярме, была категорически отметена издателями. Тогда его друг издал эту пьесу за свой счет тиражом в 250 экземпляров, которые впоследствии практически все, как писал сам Ибсен, "мы благополучно сбыли в качестве макулатуры хозяину мелочной лавки". Позже, отмечая 25-летие творческого пути, в 1875 г. автор сам настоял на выпуске второго издания "Катилины" тиражом уже в 3 тыс. экземпляров.
В 1890-е гг. в России практически каждая театральная труппа имела в репертуаре его пьесы. Ибсеном проверяли свои художественные идеи Станиславский и Мейерхольд. Николай Рерих является автором декораций и костюмов к первой постановке драмы Ибсена "Пер Гюнт" в России. В "Золотом" фонде русской актерской школы - Нора и Гедда Гамблер в исполнении Комиссаржевской, доктор Штокман - Станиславского, Бранд - Качалова.
Впервые на русской сцене постановка пьесы норвежского драматурга состоялась в 1883 г. Это была "Нора" ("Кукольный дом"), написанная в 1879 г. Ее русские зрители увидели в оригинальной версии. А вот режиссеры немецких театров не могли смириться с последней трагической сценой. Они потребовали у Ибсена создать другой, "счастливый" конец. Специально для них автор написал альтернативный вариант окончания пьесы во избежание сознательного искажения своего творения, назвав при этом такое раздвоение "варварским актом насилия" над пьесой. Тем не менее первая постановка "Кукольного дома" в Германии, состоявшаяся 6 февраля 1880 г. в Киле, представляла собой именно второй вариант. Впрочем, он не имел успеха, поскольку в Берлине прошли акции протеста против подобного искажения текста пьесы.
В начале 1960-х гг., сохраняя классическое наследие Ибсена, в Норвегии была запрещена даже джазовая обработка сюит Грига "Пер Гюнта", сделанная величайшим Дюком Эллингтоном. А в настоящее время можно приобрести диск группы Tidemans Blue с поэмой "Терье Викен" в блюзовой обработке и посмотреть красивейшую костюмную постановку "Женщина с моря" в индийском стиле с песнями и танцами, сделавшими известным Болливуд.
Неважно в каком варианте - классическом или современном - мы видим произведения Хенрика Ибсена. Главное, что его произведения по-прежнему заставляют нас идти в поисках самоопределения, созвучного душе. Даже сто лет спустя… Кстати, побывав в Цилиндре Драматурга, я поняла, что мозг гения - страшная и одновременно любопытная штука!
|