Максим Фролов 17 октября 2002
Руководству коммуны Сер-Варангер недавно было направлено предложение об организации постоянного перегрузочного терминала российской нефти на рейде Варангер-фьорда. По словам ответственного за планирование и развитие коммуны Сер-Варангер господина Ховарда Люнда, данный запрос будет рассмотрен до начала ноября, но уже сегодня для многих ясен будущий ответ, так как, по словам того же Люнда, руководители коммуны поставили перед собой четкую цель - стать транспортным связующим звеном с Северо-западным регионом России. Проект по постановке супертанкера на якоря в акватории Варангер-фьорда стартовал еще весной 2002 года, когда датский посредник, фамилию которого и представляемую им фирму, господин Люнд не называет, ссылаясь на коммерческую тайну, обратился к властям коммуны с вопросом о разрешении захода в Варангер-фьорд крупнотоннажных танкеров.
За стремлением реализовать данный проект находится не только желание норвежской стороны, но и те природные условия, которыми располагает Норвегия. Природа одарила Норвегию глубокими фьордами, которые позволяют заходить в порт крупнотоннажным судам, но помимо этого, по словам Люнда, имеется ряд условий, которые необходимо выполнить, прежде чем проект будет реализован. Среди них наиболее важные места занимают вопросы экологии и безопасности.
- Мы никогда не можем дать полную гарантию того, что когда-либо не случиться какая-либо авария или катастрофа, но мы обязаны предпринять все возможное для обеспечения высшей степени безопасности работ, в том числе для минимизации вредных последствий в случае возникновения внештатной ситуации, заявил Ховард Люнд.
На вопрос о том, почему перегрузка нефти должна происходит на норвежской стороне границы, Люнд ответил следующим образом:
-"Перегрузка нефти с кораблей малой тоннажности на крупные танкеры будет осуществляться, хотим мы этого или нет. В том случае, если это будет происходить на норвежской стороне, мы сможем выдвинуть определенные требования в отношении технического качества и готовности к началу работ. Если же мы будем уделять этому мало внимания, то нам останется лишь надеяться на то, что российская сторона сама займется всеми этими вопросами, но в этом случае у нас нет совершенно никаких гарантий. В случае если нам удастся решить этот вопрос, это положительно отразиться на всем норвежском побережье." Также Ховард добавил, что если перегрузка нефти будет осуществляться на российской стороне, то это может привести к экологической катастрофе, ощутимой для всего Баренцева моря, которое очень богато рыбными ресурсами.
В настоящее время над данным вопросом очень серьезно задумывается и судоходная компания "Bergensen" в г. Осло, с которой также связался один из посредников. Однако представители "Bergensen" заявили, что данный факт не связан с Варангер-фьордом, а касается организации подобного перегрузочного терминала в Вестланне. По словам директора данной кампании Гуннара Осмунсвога, его компания имеет опыт работы с подобными проектами и располагает необходимыми судами в 200-300 тысяч тонн, предназначенными для перегрузки углеводородного сырья, и в случае положительного решения вопроса о постановке супертанкера в Варангер-фьорде властями коммуны, готова участвовать в реализации проекта. Подобные планы вызывают беспокойство и у экологической организации "Беллуна", в связи с возможными экологическими последствиями для морских птиц и рыбы в Баренцевом море. "Беллуна" настаивает на организации дебатов по данному вопросу и обеспечение широкой огласки реализации проекта. По мнению представителя организации Като Бача, было бы не совсем правильно, если бы в реализации данного проекта участвовали только представители коммуны. Необходимо также привлечь к работе представителей Государственного надзора за загрязнением окружающей среды Норвегии и других организаций. Като Бач отметил, что у российской стороны есть много идей в этом направлении, одна из которых затопить супертанкер, используя его как подводный терминал для перегрузки углеводородного сырья, в связи с чем Бач опасается возможных последствий для экологии всего региона. По словам Бача, "Беллуна" не будет выступать за или против проекта, но намерена внимательно отслеживать за ходом его реализации. "Беллуна" скептически относится к утверждению некоторых норвежских политиков, что организация данного перегрузочного терминала может стать значительным аргументом в борьбе за активизацию деятельности норвежских компаний по разработке месторождений углеводородного сырья в Баренцевом море. По данному вопросу свою точку зрения высказал и бывший министр рыболовства Норвегии, а ныне представитель губернии Финнмарк в Стортинге господин Карл Ерик Щёт-Педерсен, который считает, что активизация России в области разработки месторождений нефти и газа делает Норвегию более уязвимой в экологическом плане и требует разработки более жестких мер по обеспечению безопасности в данном вопросе.
Остальные статьи Максима Фролова
|