Кино | Культура | NORGE.RU /Культура/Кино
     
Кино
Программа норвежских фильмов
Про Стрекозили [Эксклюзивное интервью]
Премьера нового норвежского фильма «По пути в Москву»

19 сентября в Осло состоялась премьерный показ нового норвежского фильма под названием «По пути в Москву» ( Mot Moskva). Режиссер и автор сценария – Рунар Ходне (Runar Hodne), в главной роли снялся Торбьёрн Харр (Thorbjørn Harr).

Фильм снимался как дорожная история, с присущими для любого путешествия забавными историями. Норвежская группа снимала многие сцены непосредственно на территории бывшего Советского Союза, в тех местах, где иностранцы во времена СССР были не частыми гостями. Много эпизодов этого фильма снято в современной Литве. Артисты в ходе всего фильма общаются друг с другом на русском языке и на искусственно созданном языке с элементами русского, что делает его непонятным как для норвежцев, так, впрочем, и для русскоговорящей публики. Однако фильм снабжён титрами на норвежском языке.


Светлана Фунтусова
25 июля 2002

Существует ли то, о чем мы не знаем?
[Дневник кинофестиваля]
 

Прошел XXIV-й Московский Международный Кинофестиваль. В рамках программы представлена весьма интересная тема - "Норвежское кино сегодня". Возможно, для многих это окажется новостью, но молодой норвежский кинематограф уверенно занимает место под солнцем.

В первые дни фестиваля уже был показан фильм "Стрекоза" режиссера Мариуса Хольста. О чем этот фильм? Мрачный, клаустрофобный, длинный, но красивый фильм об одной паре и их странном, давно потерянном друге, который неожиданно появляется вновь. Вот тут-то все и начинается… По свидетельству Хольста, лента снята всего за 18 дней. Актерский состав международный: главную героиню играет датчанка. Остальные актеры - норвежец и швед. Поэтому, если вы смотрите фильм в оригинале, то слышите как минимум три языка: датский, шведский и норвежский. Каждый из актеров говорит на своем родном языке. В основе всего - одноименная новелла норвежского писателя Ингвара Амбьёрнсена. Сценарий написан другим известным норвежским писателем Николаем Фробениусом.
 

В течение всего фильма постоянно натыкаешься на очень много странностей, которые мало кто может объяснить. Да и вся "странная" аура ленты переносится в реальность. Например, в Европе фильм идет под названием "Стрекоза". Но в США фильм попал в прокат как "Стрекозы" и никак не иначе. Этого объяснить не смог даже сам режиссер.
 

Мариус Хольст - не новичок в кинематографе. В 1994 г. на Кинофестивале в Берлине он получил приз "Серебряного медведя" в номинации "Лучшая музыка" к своему фильму "10 ножей в сердце"…
 

Так существует ли сейчас такое понятие как "норвежское кино". Датское кино - это, естественно, Ларс фон Триер. Шведское кино - это без сомнения Бергман. А норвежское? В интервью Мариус Хольст смеется: "Конечно, оно существует. Его не может не быть. Вопрос в том, с какой стороны ты на него смотришь!"
 

Это не сложно перечислить по именам модных норвежских режиссеров: Петтер Нэс, Харальд Цварт, Мариус Хольст… О последнем более или менее уже понятно. А другие? Возможно, вам известны их работы. Просто вы не обращали внимания на их имена. Харальд Цварт снял нашумевший "Одна ночь у МакКул", где приняли участие Лив Тайлер, Мэтт Диллон, Майкл Дуглас, Джон Гудман и Пол Рейзер. Кроме этого, его же режиссуру можно заметить в клипах A-ha - "Velvet" и "Forever Not Your". Ныне житель Лос-Анджелеса Харальд Цварт заканчивает снимать свой второй полнометражный фильм в Америке. Это экранизация комиксов Бэттона Лэша "Сверхъестественный закон".
 

Третье имя - Петтер Нэсс. Его детище - тот самый "Эллинг". Почему "тот самый"? Потому что "Эллинг" - самый титулованный норвежский фильм. В послужном списке участие в кинофестивалях в Торонто и в Сан-Себастьяне, номинация на Оскара как "Лучший фильм на иностранном языке". Кстати, на Московском кинофестивале "Эллинг" также был представлен. А в Голливуде уже, между прочим, снимают его римейк.
 

Хотя фильм местами напоминает исландскую картину "Ангелы Вселенной", за основу для ленты взят последний роман-бестселлер из трилогии опять-таки И. Амбьёрнсена "Братья по крови". Похождения сумасшедшего Эллинга наблюдать весьма любопытно. Но еще интереснее следить за действием, когда знаешь, что это не просто история из жизни сумасшедших, а пародия на отдельные политические настроения в Норвегии 80-х гг., когда у власти находилась Рабочая партия во главе с первой женщиной премьер-министром Гру Харлем Брундтленд. Дама претворяла в жизнь идею о том, что "сумасшедшие тоже люди, и они не должны жить в больницах. Их место - среди нас". Поэтому психически больным людям давали квартиры наравне с остальными гражданами в жилых районах.
 

… Когда смотришь "Стрекозу", очень четко ощущаешь различие между американским и европейским, в данном случае норвежским, фильмами. Действие разворачивается неторопливо, много крупных планов и психологических моментов, за которыми в голливудских фильмах скрывается некий action. Здесь же, против всех правил, закон "ружья на стене" не действует. Оно как висело, так и продолжает висеть, не собираясь выстреливать ни в первом акте, ни в последнем. Ты каждый раз обманываешься в своих предположениях. Получая все признаки предстоящего всплеска эмоций на экране, ты не видишь этого. Актеры давят это в себе, выдают их только говоряще-горящие глаза. А режиссер продолжает водить за нос: "Чужая душа - потемки. Я не могу сказать, насколько они сумасшедшие или нормальные. Они - мои герои, но они живут своей жизнью".
  Все-таки приятно видеть на экране нетипичное кино. Северное кино. Простое и сложное одновременно. Очень психологичное и глубокое. Оно есть, оно существует. В поисках своего зрителя.
 


Остальные статьи Светланы Фунтусовой  
       
Статьи
Существует ли то, о чем мы не знаем?

Интересные места

     
Кино